Главная | Регистрация | Вход | RSS Воскресенье, 19.05.2024, 18:51

Персональный сайт

Светланы Нартовой МОУ лицей № 15

г. Ставрополя

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Друзья сайта
  • МОУ Лицей №15 города Ставрополя
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Новые технологии в решении проблемы отдельно взятого ребенка
    НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ
    ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО РЕБЁНКА
     
    С.И.Нартова,
    учитель математики
    МОУ лицея №15
    г. Ставрополя
     
    Идеальная дидактика-это ее отсутствие.
    Ученик сам стремится к знаниям так,
    что ничто не может ему помешать.
    Пусть гаснет свет –
    он будет читать при свечах.
     
    А. Гин
     
    Ученика делает учитель, а учителя все разные, потому что они вырастают из учеников. Настоящий учитель, как хороший художник смешивает педагогические краски, как гениальный музыкант сочиняет этюды, как писатель осваивает приемы письменной речи. И вот перед вами учитель-виртуоз. Как по нотам «играет» он свой урок, проводит любое внеклассное мероприятие, и только другой учитель знает, сколько труда вложено в это совершенство. Великих мастеров не так много, но очень хочется хотя бы приблизиться к их совершенству.
     
    Я решила вплотную заняться изучением новых методик, позволяющих учителю поднять уровень своего урока, ученику – учиться с удовольствием, а всем вместе - смело идти по ниве просвещения.
     
    Все новое - это хорошо забытое старое или…?
     
    Именно так у меня возникла идея рассмотреть различные способы сенсорной типологии и применить их на уроках математики и в работе с классным коллективом. Этой темой я занимаюсь в течение 3 лет. Учителя часто выступают как трансляторы учебной информации и, в силу разных причин, не всегда задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми, что приводит к потере значительной частью молодежи социальных ориентиров.
     
    Рост безграмотности подростков, снижение возможностей системы образования и семьи в реализации функции психологической поддержки учащегося – это далеко не полный перечень проблем, связанных с современной действительностью.
     
    Итак, основной целью моей работы стало изучение современной методики психолого-педагогического сопровождения. Своей основной задачей я поставила - предупреждение возникновения проблем развития ребенка, содействие ребенку в решении актуальных задач его развития и обучения, когда возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушением эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и много чего ещё. Я, как учитель и классный руководитель, должна была психологически обеспечить необходимую для конкретного учащегося образовательную программу. Для родителя - востребованность психологической культуры.
     
    Для решения проблемы отдельно взятого ребенка я остановилась на первых двух задачах, реализация которых привела к следующим этапам работы:
     
    1 этап – диагностический. Его может проводить как сам учитель, так и совместно с психологом. Данный этап включает в себя ряд диагностических исследований: психодиагностика «Познай себя», «Психогеометрия», «Автопортрет»; рисуночная психодиагностика «Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом будущего», «Незаконченные предложения»; психодиагностика мотивации учебной деятельности, уровня воспитанности и развития. А также, анкетирование учащихся с целью выявления обеспечения их адаптации к образовательной среде.
     
    2 этап – коррекционный. Мероприятия, включённые в программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, для школьников реализуется постоянно в течение каждого месяца. Программа по организации профилактической работы с подростками осуществляется в форме индивидуальных бесед, консультаций, групповых занятий и игровых тренингов, направленных на коррекцию межличностных взаимоотношений и профилактику конфликтов.
     
    3 этап – просветительский и профилактический.
     
    Таким образом, системой мероприятий я предполагаю сформировать адекватную самооценку у детей и выстраиваю воспитательно-образовательный процесс с учётом индивидуальных особеннос­тей каждого.
     
    Первоначально я изучала и применяла различные формы работы с учетом сенсорной типологии. Для представителей каждой группы характерны свои особенности:
     
    визуалам необходимо увидеть, для них информация представляется в ярких картинках, зрительных образах. В их рассказах присутствует жестикуляция, которая как бы рисует в воздухе представляемые ими объекты;
     
    аудиалам – услышать, информация как бы наговаривается их внутренним голосом или они слышат речь, слова другого;
     
    кинестетикам необходимо все потрогать, почувствовать, они хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают движения и ощущения тела;
     
    дигиталам должно быть обязательно интересно, они обрабатывают свой опыт, им необходим внутренний диалог, все должно быть интересно и логично, их иногда называют «компьютером», т. е. цель должна быть задана.
     
    В дальнейшем я собрала данные всех наблюдений на детей в таблицы по тому, какие формы и методы работы лучше использовать для различных этапов урока, и теперь любой желающий может ими воспользоваться. Например, если большая часть класса является визуалами, то начать урок целесообразно с портрета, чертежа на доске, яркой формулы или таблицы, если же основная часть класса дигиталы, то начать урок нужно с эвристической задачи, сообщить важность результата или заинтриговать.
     
    Подача нового материала тоже отличается: для аудиала очень эффективен проблемный диалог, отсроченная отгадка, мозговой штурм, а для кинестетика гораздо лучше провести игры «Театрализация» или «Реставрация», решить эвристическую задачу или провести изучение в виде практической работы. Даже домашнее задание будет отличаться у учащихся с различной сенсорной типологией: творческая работа у визуала должна включать зрительное изучение чего-либо, у аудиала - задания на прослушивание какой-либо информации, работа кинестетика включает исследование тактильным способом и, наконец, дигитал работает с ярким конечным результатом.
     
    Таким образом, урок в целом и каждый его этап, проведенный с учетом сенсорной типологии, дает лучший результат, чем традиционный урок. Очень хорошо с этим справляется учитель, владеющий современной методикой обучения. Я это хорошо понимала, поэтому овладение компьютером и поисковыми системами Интернета оказалось лишь вопросом времени.
     
    Наиболее интересным, для меня, стала работа по подборке раздаточного материала для быстрого определения типа ведущей сенсорной типологии в данный момент времени у любого человека. Это и пословицы, и поговорки, и ключевые фразы, при выборе которых человек сам определяет свою систему на данном уроке или мероприятии. Например, из множества поговорок визуал выбирает следующие: «Землю красит солнце, а человека труд», «Волка бояться – и от белки бежать». Аудиал остановится на других: «Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь»; «Не говори, что делал, а говори, что сделал»; «Доброе слово сказать - посошок в руки дать»; «Слово – серебро, молчание – золото». Кинестетик остановит свой выбор на других: «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться», «Век живи – век учись», «Всяк правду ищет, да не всяк её творит». А дигитала заинтересуют следующие пословицы: «Захочешь - на гору вскочишь, а не захочешь - и с горы не съедешь», «Была бы охота - будет ладиться работа», «Грамоте учиться всегда пригодится».
     
    Преподаватели лицея уже знают, что мой класс всегда участвует полным составом в любом мероприятии. И это не пустая фраза. Я уверена, что для каждого ребенка на уроке или внеклассном мероприятии найдется дело по душе, в соответствии с его типологией. Поэтому у меня уходит много времени на подготовку и разработку урока, классного часа, внеклассного мероприятия. Самое интересное – я никогда не знаю, какой будет итог, когда начинаю работу над содержанием. Главное, дети получают удовольствие, участвуя в таких делах, они испытывают чувство гордости за причастность к общему процессу и при этом каждый «работает на своей волне». Тогда у ребенка исчезает боязнь неуспеха, страх перед заданием, ведь он имеет возможность выполнить его своим, лично ему присущим способом. В результате: учитель и ученик говорят на одном языке, у ребят появляется интерес, повышается уровень самооценки, меняется динамика мотивации. У учащегося теперь есть возможность работать со своим опытом, над своим опытом, с помощью своего опыта. Кто-то из Великих писал: "В каждом из нас находится целый мир, и если Вы знаете, как смотреть и учиться, тогда там есть дверь, а в Вашей руке есть ключ. Никто на Земле не может дать Вам ни эту дверь, ни этот ключ, чтобы ее открыть, за исключением Вас самих".
     
    Применение сенсорной типологии на уроках и внеклассных мероприятиях – это только один из элементов, позволяющий осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ученика. Интенсивное развитие теории и практики его в последние годы связано с расширением представления о целях образования, в число которых включены такие значимые, как развитие, воспитание, обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе работа с детьми уже не может рассматриваться как "сфера обслуживания", "сервисная служба", как иногда нам это приписывают, но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
     
    Мы педагоги знаем, что дети – цветы жизни, которые выращивает сам учитель. И я подумала, а ведь точно: ребятам, как и цветам, нужно создавать необходимые условия. Кто-то любит яркое солнце (яркие впечатления), а кому – то необходима тень (тишина), вдумчивый разговор и т. д. Мне захотелось создать для каждого ребенка такие условия, которые позволят обеспечить его развитие, получить личность, стойкую к жизненным трудностям, готовую к гармоничному сосуществованию и взаимодействию с окружающим миром.
     
     
    Информационно-методические материалы
    августовской конференции педагогических работников
    г. Ставрополя
    2009г.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Svet (19.01.2010)
    Просмотров: 549 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 1
    1 Юлия-Фредерика  
    0
    Очень интересная статья. полезная и эффективная. было бы очень не плохо, если бы все преподаватели учитывали психологию ребенка, но увы...
    "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО РЕБЁНКА" - это технологии(ну, или я бы сказала, методика) с положительным результатом, я, как человек прошедший через этот процесс, точно знаю!

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz