Нартова С. И.
преподаватель математики высшей категории
МОУ лицея № 15
города Ставрополя
Тезисы к выступлению по теме:
«Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по математике»
Этот вопрос волнует всех: как подготовить учащихся к ЕГЭ - переживают учителя, как помочь детям – беспокоятся родители, а дети, как они относятся к ЕГЭ? Выпускники разные и реакция у всех тоже различная.
Конечно, результаты ЕГЭ позволяют получить объективные данные о сильных и слабых сторонах подготовки учащихся. Известно, что не все учащиеся умеют ясно и четко, последовательно и логично выражать свои мысли, не могут аргументировать свою точку зрения.
К негативным характеристикам подготовки выпускников следует отнести большое количество вычислительных ошибок, допускаемых как при выполнении задач базового уровня, так и повышенного уровня сложности.
Каким же образом проводить подготовку учащихся, чтобы в результате избежать неудовлетворительных оценок или очень низких баллов?
-
Начинаем подготовку сразу, как только получаем класс (например, начиная с 5 класса целесообразно вводить некоторые элементы ЕГЭ – тестовые формы контроля с ограничением времени, обучать методу движения по спирали, варьировать условиями заданий, используя как классические упражнения из учебника, так и формулировки принятые в ЕГЭ).
-
Систематически повторять изученные ранее темы, параллельно с изучением нового материала.
-
В 10 – 11 классах вводится «Карта индивидуальной работы» на каждого ученика класса с самооценкой, оценкой учителя, промежуточными результатами репетиционных ЕГЭ.
-
Уделять особое внимание формированию базовых знаний в каждом классе, а не «натаскивать» в 11 к ЕГЭ.
-
Систематически отрабатывать различные алгоритмы.
-
Применять уровневую дифференциацию.
-
Домашние задание должно быть подобрано под каждого учащегося индивидуально, особенно в 11 классе.
На что же нацелена работа любого учителя выпускного класса?
-
Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ (не паниковать, каждый школьник должен уметь формулировать планируемый результат, например, самооценка в «Карте индивидуальной работы» и т.д.)
-
Ознакомить и провести практическую отработку методов и приемов успешной сдачи тестов «Обучение жесткому контролю времени» и обучение приема «движение по спирали»
-
Хотелось бы акцентировать свое внимание на графике распределения времени. Наши ученики не приучены несколько часов без перерыва заниматься каким – либо предметом с полной отдачей, примером этому является пробное ЕГЭ: через 1,5 часа ребята стали уходить, аргументируя следующими словами «Я уже больше не могу, я устал, не соображаю, не хочу, все равно больше ничего не сделаю…» Отсутствие привычки «напрягаться» в математике 4 часа подряд без перерыва – одна из важных причин низкого качества написания теста многими школьниками. Какой выход? 1 раз в месяц по графику учитель проводит пробный ЕГЭ для 10 – 11 классов, по своему предмету соблюдая все временные рамки.
-
Ознакомить ребят с «любимыми» темами составителей ЕГЭ.
-
Слабому школьнику лучше сосредоточиться на одной или двух темах, чаще всего встречающихся в ЕГЭ.
-
Познакомить ребят со способами прикидки результатов, минимальной подстановкой.
При подготовке учащихся к сдаче экзамена в новой форме целесообразно использовать следующую литературу:
-
«Математика 5-6 класс, тесты для промежуточной аттестации» под редакцией Ф. Ф. Лысенко,
-
«20 тестов по математике» С.С.Минаев,
-
«Малое ЕГЭ по математике» М.Н.Кочагина, В.В. Кочагин,
-
«Математика ЕГЭ 2008, 2009» под редакцией Ф. Ф. Лысенко,
-
«Алгебра и начала анализа, тесты для промежуточной аттестации» под редакцией Ф. Ф. Лысенко,
-
«Алгебра и начала анализа,10-11 класс тесты для промежуточной аттестации» под редакцией Д.А. Мальцева,
-
«ЕГЭ 2007-2008 математика, реальные варианты» В.В. Кочагин,
-
«ЕГЭ , математика, решение задач группы В» Ю.А. Глазков и др.,
-
«ЕГЭ , математика, решение задач группы С» И.Н. Сергеев»,
-
«Экзамен по математике и подводные рифы» П И. Горнштейн и др.,
-
«Задачи с параметрами» П.И. Горнштейн и др.
|